?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Итак, немного теории...

Многие наверняка уже прочитали, что такое Випассана и представляют себе, что такое умозрительно. Это техника медитации, как я понимаю, является основным вкладом в развитие человечества со стороны Сидхартхи Гаутамы известного под именем Будды Шакьямуни. Да, именно того Будды, которого весь мир считает главным Буддой 8))) Красивая легенда гласит от том, что принц Гаутама как-то выйдя за пределы дворца увидел, как много в мире страдания и решил искать путь к Спасению. Если говорить упрощенно - постригся в монахи, сел под дерево на 49 дней и прозрел… Нашел и сформулировал не только теоретические постулаты того, что является причиной Великой Скорби человеческой, но и обозначил Путь, ведущий к избавлению. Надо сказать, что к тому моменту мудрейшие из мудрейших уже исследовали глубину и широту всех человеческих несчастий вдоль и поперек, здесь он опирался уже на авторитетные источники и термины давно известные в различных философских течениях.

Главная сила учения Дхармы была и есть в том, что вместе с кучей моральных императивов, которые еще никогда и никому не мешали творить черти что, ты получаешь инструмент, который позволяет тебе перестроить все твои реакции на происходящее внутри тебя самого и вовне, таким образом и на таком глубоком уровне, что это становится рефлексом. Ты не делаешь над собой никакого интеллектуального усилия для того, чтобы поступать согласно с законами Мироздания, что ведет к гармонии.

Сейчас внедрением методики Випассаны в массы активно занимается некий S.N. Goenka - очаровательнейший индус, родившийся в Бирме. Он позиционирует Випассану, не как религиозный ритуал, а как средство достижения мира с собой и окружающей действительностью, какой бы она не была. В методике вообще не задействованно воображение, в отличие от других техник медитации или работы с подсознанием. Здесь все внимание приковано к реальному моменту и к реальным физическим ощущениям, которые Вы испытываете.

Известная вещь, что корень всех наших бед в нас самих. Вообще не новость ни разу. Но что с этим делать? Человек слаб, а его собственный ум - хитер, и именно поэтому во многих религиях инструментом борьбы с собой является, так называемое, истязание плоти. Безусловно это работает на некоторое время, но к гармонии не приводит. Человек чувствует себя, прямо скажем, так себе, как в физическом, так и в моральном смысле. Пока ты держишься, ты себя уважаешь, и хочешь продлить это состояние. Но в конечно итоге происходит срыв, ты получаешь минутное/часовое/длиною в день наслаждение, а потом себя за это ненавидишь… Опять нет гармонии…

В теории Будды есть два основных момента (по крайней мере те, которые я могу сейчас сама для себя сформулировать):

Первый - корень наших страданий в наших же привязанностях (со знаком плюс)/зацикленностях (тоже понятие только со знаком минус). Здесь имеет ввиду наше отношение к себе и ко всему нас окружающему. Отношение формируется на основании нашего восприятия, для реализации которого у нас есть органы чувств. Любое, назовем это так, событие или ощущение вызывает у нас мгновенную реакцию "хочу/не хочу", "нравится/не нравится", а дальше начинается процесс мультипликации этой реакции. На мой взгляд, здесь очень многое зависит от темперамента человека. Мое выработанное годами и жизненным опытом личное кредо - "Могу копать/могу не копать", "Есть - хорошо, нету - ну и ладно". Поэтому я обычно спокойна, как танк 8))) И это не наигранное спокойствие и не безразличие. Нет, просто я изначально рада всему, чего дают или что получается, и не сильно огорчаюсь, если не дают и не получается. Очень помогает в жизни 8))) Я не зря вчера написала, что уже почти достигла Просветления 8))) Но у такого подхода есть свои минусы. Лично у меня проблемы с самоидентификацией. Нет в жизни страсти, например, дела, которым бы я сильно-сильно хотела заниматься, которым бы "горела"… Но хорошо понимаю, чего я не хочу… Короче, все сложно... Собственно, подумать об этом я и ушла изначально в затвор.

Вернемся к теории. Так вот наши органы чувств нам даны именно для того, чтобы принимать сигналы, на уровне подсознания происходит реакция "нравится/не нравится", а дальше уже сознание начинает распалять страсти - "хочу-хочу-хочу-хочу" или "бээээ-уберите это - да, больше никогда в жизни". Создается привязка к объекту и, если не дай Бог, с ним что-то происходит, то "О, горе мне!!!" и понеслось… В противоположном случает вдруг происходит что-то нежелательное, чего Вы не любите, не хотите… и мы мгновенно приходим в ту же точку - "О, горе мне!!!" и далее по списку. Ваша гипертрофированная реакция влияет на всех окружающих и так по цепочке…

Как этого избежать? Сначала нужно понять, от чего нам необходимо избавиться, чтобы do not worry, be happy. Очевидно, что "запечатывание" органов чувств ни к чему хорошему не приведет. Итак, мы получаем сигналы. С подсознанием, ответственным за реакцию можно бороться, но не оценив "хорошо/плохо", "нравится/не нравится", мы не можем принимать дальше никаких решений на уровне сознания. Фактически, мы можем работать только с собственным сознанием, но на очень глубоком уровне, там где подсознание и сознание входят в контакт, там, где происходит осознание момента и начинают формироваться влечение или отторжение происходящего. Будда, если я все правильно поняла, утверждает, что если сформировать эмоциональное равновесие именно в этот момент, независимо от "хочу/не хочу", то это и позволит человеку трезво смотреть на происходящее и делать адекватные выводы, совершать адекватные действия.

Да, можно каждый раз одергивать себя… " Я спокоен, я очень спокоен", заниматься самовнушением на досуге, если Вам не повезло родиться флегматиком. Другой вариант - всегда при себе иметь человека, который зная Ваши особенности будет либо "гасить", либо наоборот "бодрить". Это будет эффективно, пока Вы можете себя контролировать или этот человек с Вами, но бывает же и по-другому…

Випассана предлагает развить механизм пресечения мультипликации этого "нравится/не нравится" на уровне рефлекса. Достигнув вершин, которые, как всегда, находятся высоко за облаками, Вы будет абсолютно трезво подходить к любой ситуации, а это и есть жизненная мудрость 8))) Все просто! 8)))


Второй момент. В работе над собой нужно обязательно учитывать и следующих природный закон, который кстати, широко отражен в народно фольклоре:

- "все сущее бренно"
- "ничто не вечно под Луной"
- "в одну реку не войти дважды"
- "все пройдет… и печаль, и радость
все пройдет… так устроен свет"

Все это основано на строго научных данных. Я не сильна в физике, но говорят, что мир и мы все - это всего лишь вибрации мельчайших частиц. Насколько долговечные и стабильны объекты зависит от частоты этих самых вибраций. Похоже, что ученые с Буддой по этому пункту находятся в полном согласии 8))) А вывод из этого следующий - бессмысленно привязываться к чему-то, что бренно, какой бы период полураспада у него не был… Это одна из вещей, которую нужно осознать и помнить на протяжении всей работы над собой в процессе Випассаны.

Так как же можно научиться контролировать процесс? Курс Випассаны состоит из 3 частей:

1. Anapana Meditation. Работа с дыханием, для достижения концентрации ума необходимого для дальнейшего продвижения в технике. (3,5 дня)

2. Vipassana Meditation. Наблюдение за ощущениями в рамках собственно тела, сохранение эмоционального равновесия и неподвижности с мыслью о том, что все бренно. Техника (5,5 дней)

3. Love Sharing Meditation. Как заключительная стадия, каждой медитации в домашних условиях. (дается в последний день)

Ну, и для продвижения по Пути желательно медитировать дважды в день по часу, утром и вечером. Так что история не заканчивается 8)

Наверное, с первого взгляда все смотрится бредом... Но, тем не менее, горячий плов или холодный узнает только тот, кто попробует 8)))

Я Вам могу сказать, точно, что восприятие мира после прохождения курса меняется и есть куча приятных побочных явлений 8)))

Завтра расскажу, что со мной творилось в процессе… Наверное, будет смешно, учитывая тональность первых постов

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
chelomba
Aug. 5th, 2013 02:57 am (UTC)
думаешь у меня получится?))))
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 03:00 am (UTC)
Тань, 100 пудов получится! Там нет ничего такого, что может не получится 8))) Главное, не сбежать раньше 8)))
Я завтра расскажу, как это было. Должно быть ржачно, особенно учитывая настрой моих первых постов. 8)))
wh__rabbit
Aug. 5th, 2013 03:11 am (UTC)
бобер выдыхай!

кстати что значит адекватные выводы и адекватные действия? с чьей стороны адекватные? с моей? твоей? буддиной? или какого абстрактного адеквата который томится в палате мер и весов и весит один адекватный килограм мощностью в одну адекватную лошадиную силу?

но выдыхай однозначно :)
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 03:32 am (UTC)
I wish you Peace and Love! 8)

Не буду выдыхать! Мне очень сухо и комфортно!

Попробуй, потом поговорим 8)))
wh__rabbit
Aug. 5th, 2013 03:38 am (UTC)
дык что всетаки про адекватность то - чья она кем установлена? или на вопросы отвечают только после предоплаты? кстати почем опиум для народа?

пробовать не буду - пробовал раньше щас ржу. и к тому же я категорически против наркотегов особенно тяжелых и для головы
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 03:47 am (UTC)
Опиум бесплатный 8)))
Адекватно моменту про соблюдении "no kill, no steal" и далее по списку любой из религий и уголовных кодексов любой страны...
А что пробовал? Если другие виды медитаций, то скорее всего говоришь о совсем других вещах.
wh__rabbit
Aug. 5th, 2013 03:50 am (UTC)
ну слава богу что ты туда сходила - а то я так понимаю ты замышляла массовые убийстива и ограбления века :) теперь мир может спать спокойно :) ах нет не может - объявили ведь террористическую угрозу
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 04:08 am (UTC)
а шо уже объявили? вот ведь... ни с кем 10 дней не разговаривала, а утечка произошла...
да, грабить и убивать буду... но теперь с любовью 8)))
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 03:41 am (UTC)
И вот не надо мне тут про отсутствие понятия общечеловеческих ценностей, точного определения адекватности или нормы и т.д. Словоблудие...
wh__rabbit
Aug. 5th, 2013 03:48 am (UTC)
аххх это про общечеловеческую адекватность... типа все хорошие люди должны наконецто собраться и убить всех плохих? к сожалению общечеловеческие ценности весьма расплывчаты и очень плохо помогают кормить семью
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 04:06 am (UTC)
на кормить семью у меня есть муж 8)
а у моя функция - happy wife - happy life 8)))
vombat13
Aug. 5th, 2013 07:31 am (UTC)
Эта фраза сделала сегодня мой день. :-)
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 09:22 am (UTC)
А че не так? 8)))
vombat13
Aug. 5th, 2013 09:24 am (UTC)
Улыбнуло, не знал эту поговорку. И, пожалуй, не ожидал от тебя ;-)
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 10:12 am (UTC)
А почему не ожидал от меня?
_repka_
Aug. 5th, 2013 10:00 am (UTC)
на кормить семью у меня есть муж 8)

прально!!

ты ведь не работаешь сейчас, Оль?
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 10:42 am (UTC)
неа, балду пинаю 8) на самом деле статейки пописываю, но дохода это толком не приносит пока.
но, как ты понимаешь, Волков спит и видит, как выпереть меня в поля 8)))
ru6enka
Aug. 5th, 2013 08:04 pm (UTC)
классная функция - буду мужу оглашать каждый день ;))))))

по делу: у меня на уровне рефлексов наверное 80% времени получается руководствоваться интуицией, и, прочитав твои слова, поняла, что это как раз то пограничное состояние между сознательным и безсознательным, и, как правило, я затем не анализирую - зачем и почему я так поступила, потому что ответ всегда приходит в своё время :)
raevskaya_o
Aug. 6th, 2013 12:31 am (UTC)
У меня также, поэтому я обычно нахожусь в равновесном состоянии. Но со временем накопленная усталость затмевает все рациональное и начинается неконтролируемый эмоциональный водопад... Накрывает та, что мало не кажется не только мне, но и окружающим... Причем, я все осознаю, но к этому моменту уже ничего не хочу даже контролировать...
Техника реально помогает 8))) сейчас. Главное постараться поддержать, не рас терять накопленное 8)))
astar4013
Aug. 5th, 2013 03:19 am (UTC)
Ольк, все утро жду от тебя пост :)))
и пост ахренеть какой получился!!! когда ты уехала, Саша мой сказал что у нас с тобой одна "болезнь" и предложил мне тоже туда поехать :))) я задумалась... :))
оч жду теперь твоих ощущений-впечатлений!
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 03:47 am (UTC)
Спасибо, Анжел! 8)
Давай, я к Вам в субботу, например, приеду с Аришкой и подробнее расскажу 8)
astar4013
Aug. 5th, 2013 03:51 am (UTC)
да, да - давай!
ты еще на диете??? выпечку ешь яйце-мучную или как???
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 04:24 am (UTC)
Я все время, но это неважно 8)))
vavi4ka
Aug. 5th, 2013 03:51 am (UTC)
Оль, круто! давай подробности, ужасно интересно!
но, если честно, я пока тоже не въехала - адекватные выводы и действия, это как? вот чисто на пальцах, с примером, можешь? потому как, в момент совершения действия я, практически всегда, считаю его адекватным, а посмотреть со стороны мне мешает эгоцентризм (че скрывать, он в нас всех живет, с детства, совсем от него избавиться по силам не всем:( а вот по прошествии времени, начинаю сомневаться - а так ли это на самом деле?.. но потом - снова действую и снова по той же схеме, как правило! вот как оценить адекватность? какой рулеткой измерять? с каких высот смотреть?;)
и да, вот с фразой "повезло родиться флегматиком" - я на сто процентов согласна! блин, как я им,, флегматикам завидую! нам, холерикам жить на свете несказанно труднее, имхо:(
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 04:24 am (UTC)
Свет, знаешь, мы с мужем иногда ругаемся таким образом: "а вот если бы я была вредная, я тебе сказала вот это и послала бы вот туда и был бы большой скандал, но поскольку я не такая, то...." 8)))
А если не думать, то наорать, хлопнуть дверью и не разговаривать 2 дня... Потерянное время для обоих, стресс для ребенка и т.д.
Вообще, поскольку мы много ездим и в походы ходили довольно много, то бывали критические ситуации, когда человек действует не паникует, а просто делает то, чего требует ситуация. Вот это я называю адекватные действия.
Медитация сильно обостряет восприятие и остроту ума, это помогает 8)))
vavi4ka
Aug. 5th, 2013 04:43 am (UTC)
вот - да! вот это я понимаю;) тут вообще не с чем спорить, естественно!
по мне так ты уже вполне себе просветленная, если можешь в предскандальной ситуации вырулить!:)))))) мне пока это удается нечасто и с трудом...
походу, медитации - это как раз для меня!
жду подробностей, гуру!;)
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 04:48 am (UTC)
Ой, не смеши, Свет 8))) у меня своих мелонхоличных тараканов столько, что еще медитировать и медитировать 8)))
(Deleted comment)
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 04:51 am (UTC)
Да, было дело, но в какой-то момент встал вопрос о том в какую сторону двигаться и я застряла... Мне нравится, но пока и в этой области такой же кризис, как везде... Теперь, думаю, не надолго 8)
tabletttka
Aug. 5th, 2013 05:15 am (UTC)
мне очень интересно почитать, как все это происходило.
и если б примеры какие-то к посту. а то я тоже не до конца вкурила. и про адекватность и вообще.
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 06:13 am (UTC)
Мда, слово "адекватность" вызывает много вопросов... 8)))
С моей стороны неадекватно было бы отшвырнуть клавиатуру, сказать себе - они все дураки, меня не понимают, погрузиться в себя и удалить ЖЖ аккаунт. Потом осознать, что все мои труды за почти 9 лет тут потеряны, что все это из-за этих дураков, ах я бедная-несчастная, посыпать голову пеплом, уйти жить в пещеру 8))) Реакция импульсивная, основанная на работе этого самого "не хочу/не нравится".
Адекватное поведение - ага, много вопросов; может я в чем-то ошиблась; полезла в словарь; не, все в порядке. Продолжаем разговор 8)

В словарь действительно слазила - адекватны равно соответствующий. В моем тексте адекватный надо читать - "соответствующие моменту выводы и действия". Они могут быть очень разными в зависимости от традиций и устоев того общества, где происходит дело.

Если че спрашивай, если еще примеры нужны, скажи для какой ситуации конкретно. Я вот только в процессе написания переосмысливаю все услышанное и проделанное.
mawaya
Aug. 5th, 2013 07:11 am (UTC)
волею судьбы, спустя 2 года после переезда в Москву, я оказалась сотрудником центра психологии и йоги, не было бы его. не было бы меня такой, какая я есть сейчас)
все что ты пишешь- истина... и ее легко достичь!
это так же как с похудением, мы все хотим, но чертово "не могу! сильнее нас)
я кстати после этого и на 20 кг похудела)))
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 09:22 am (UTC)
Да, все правда 8)))
wild_forest
Aug. 5th, 2013 08:34 am (UTC)
ох, как интересно!!!
и как мне хочется, наконец-то, если и не найти гармонии с самой собой, то хотя бы приблизиться к этому...
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 10:13 am (UTC)
Маш, мне реально очень помогло 8) Посмотрим, что из этого получится 8)
febbre
Aug. 5th, 2013 09:26 am (UTC)
Главное, чтобы хватило надолго :) Жду продолжения
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 10:16 am (UTC)
Это точно! 8)
forgetmenotru
Aug. 5th, 2013 09:42 am (UTC)

Оль, спасибо. очень интересно. встает вопрос где найти время чтоб по двпа часа медитировать кажды день? а еще не сказываются ли практики на потребности в сне? тогда может время на ме дитацию ежедневную появится:)

raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 10:40 am (UTC)
Да, со временем большой вопрос. Сегодня, я откровенно говоря все проспала, но намерение вставать раньше всех у меня есть 8) Только с вечером все совсем не очевидно. Будем посмотреть 8)))
ashatanta
Aug. 5th, 2013 09:49 pm (UTC)
Да, у меня та же мысль, 2 часа в день это ж очень много. Но наверно оно того стоит, повышается эффективность, т.к. сосредоточенность и ясность ума появляются :) И еще интересно, если вот теперь не медитировать, то ускользнет этот навык быть адекватной или это уже навсегда ...
raevskaya_o
Aug. 6th, 2013 02:28 am (UTC)
Это правда - 2 часа - очень много... Пока у меня не получается вписать в расписание полную практику, но надеюсь, что все еще будет 8)))
Теряешь... Я вот второй день, как оттуда... без 10,5 часов медитаций и, сосредоточится так, как там уже довольно сложно... Надо практиковать... Как потопаешь, так и полопаешь 8))) Закон Вселенной 8)))
heart_beater
Aug. 5th, 2013 10:56 am (UTC)
Здорово! Вообще, я редко перевариваю столь длинные тексты в ленте, но тут с большим интересом прочитал, жду продолжения :)
Так что же, ни к чему и ни к кому нельзя привязываться? Не покажется ли жизнь серой?
raevskaya_o
Aug. 5th, 2013 10:59 am (UTC)
А я редко такие длинные тексты пишу 8))) надеюсь, что из этого хотя бы что-нибудь понятно 8)))

Для меня это тоже самый сложный момент, особенно, что касается людей. Но реальность такова, что даже люди приходят и уходят и чем убиваться, лучше отпустить...

Edited at 2013-08-05 11:00 am (UTC)
heart_beater
Aug. 5th, 2013 04:21 pm (UTC)
Понятно, что лучше, но ведь есть и другая сторона. Если отсекаешь отрицательные эмоции, то как не отсечь положительные? Ведь радость того, что близкие рядом, и горечь их утраты - это две стороны одного и того же чувства...
raevskaya_o
Aug. 6th, 2013 12:44 am (UTC)
Ты не теряешь эмоции, их глубины. Но на уровне реакций не возникает снежного кома эмоций. Нет задачи производить на свет бесчувственных роботов, цель остановить превращения эмоции в субстанйию, которая блокирует разум, остальные чувства, возможность действовать сообразен ситуации.
Пример из отрицательных - чувство страха - панические атаки, которые блокируют всякую способность соображать, из положительных - радость - родился ребенок, отец чтобы разделить ее с кем-то на три дня уходит в запой, в процессе попадая со сломанной челюстью в больницу 8)))

На самом деле это реально сложный вопрос и я умчалась в течение нескольких дней не понимая, что к чему. Сейчас вот пишу и мне самой все становится понятнее.

Спасибо за вопросы! 8))))
heart_beater
Aug. 6th, 2013 02:15 pm (UTC)
Спасибо, ответы тоже очень интересные :)
fateevt
Aug. 6th, 2013 12:56 pm (UTC)
Привет Оля! Я с тобой полностью согласен и поддерживаю тебя двумя руками! На счет дураков в ЖЖ - тема отдельная, просто игнорируй их, не обращай на них свое внимание. Жизнь коротка, а вокруг столько интересного, что тратить свое время на тех кто не уважает тебя = тратить время в пустую. Надо заниматься собой постоянно. Каждый день, как чистить зубы, как ходить в душ.

На счет того, что пока сидишь дома...вопрос сложный. С одной стороны обеспечивает муж, а с другой стороны скорее всего хочется что-то делать, общаться, ездить. Хотя работа на дяду редко подразумевает удаленку. Но в то же время у тебя есть Ариша и девочку нужно учить) Ведь от воспитания в детстве зависит почти вся наша жизнь.

Вообщем сил тебе, любви и гармонии. С собой и окружающим тебя миром. Все получиться! Я знаю!
jane_tyurina
Aug. 8th, 2013 10:38 am (UTC)
По моему опыту, медитации хороши, пока дело только в себе. Как только цепляют якоря из реала, тут сложно развязать комок эмоций. Вот прям по ниточке перематывать и на каждом отрезке этой нити писать заново. Ну и жить в текущем моменте без якорей тяжело. А у меня ты знаешь какие они, хрен перепилишь автогеном :)) А уж про отпускать... Эх.. Пойду поливать аленький цветочек :)))
Ольк, что-нибудь пригодилось из того, что я давала тебе читать, сейчас, уже просветленной? А то мож я копаю, да опять не там :))) Вообще, очень здорово, что решилась на такое (Y).
( 48 comments — Leave a comment )

Метки

Календарь

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com